Цены на запчасти в 2023 году
Подходит к концу 2023 год, и значит можно подводить некоторые итоги. Ни один автосервис не обходится без запчастей и расходников. Поэтому для нас, как и для многих автомобилистов, один из ключевых вопросов — стоимость этих самых автозапчастей. Весь год мы следили за динамикой цен, и к настоящему моменту можем сделать определенные выводы, а также осторожно спрогнозировать, что будет с ценами на запчасти в 2024 году.
Как менялись цены на запчасти в 2022-2023 гг
Напомним, что в 2022 году автомобильный рынок в нашей стране пережил настоящий кризис. В конце зимы – весной 2022-го произошел обвал, вызванный остановкой импорта машин и комплектующих. Возник дефицит запчастей по многим позициям, а цены, естественным образом, подскочили вверх.
Для цен на рынке автозапчастей большое значение имел и имеет курс рубля. А поскольку рубль в 2022 году тоже обвалился, то это стало дополнительным негативным фактором. Таким образом, в течение всего 22-го года запчасти продолжали дорожать. А отдельных позиций и вовсе не было в продаже — только под заказ с длительным ожиданием.
В 2023 году ситуация, казалось бы, немного нормализовалась. Были организованы новые, альтернативные каналы поставок запчастей в Россию. К сожалению, возврата к прежним ценам не произошло — тем более что новые усилия поставщиков потребовали дополнительных расходов. Да и дефицит товара на рынке не мог не оказать своего влияния на расценки.
Без сюрпризов в 2023-ем тоже не обошлось. Продолжалось колебание курса рубля, а вместе с ним — и изменение цен на автомобильные запчасти. Однако наметился общий тренд на стабилизацию рынка. И если в 2022-ом году цены на автозапчасти подскочили вдвое, а то и в 3-4 раза — то в 2023 г. по ряду позиций произошло снижение. Это касается как деталей, так и расходных материалов.
Катастрофы не произошло
На сегодняшний день очевидно, что на автомобильном рынке катастрофы не произошло. И хотя возврата к прежним ценам образца 2021-го г. не предвидится — таких потрясений, как в 2022-ом, в этом году не было.
Дело в том, что еще в прошлом году продавцы заложили в возросшие цены все риски, связанные с рублем и прочими негативными трендами. Поэтому сейчас ситуация с запчастями — условно говоря «спокойная».
Удивительно, что больше других подорожание запчастей почувствовали владельцы отечественных автомобилей Lada. Практически все позиции заметно подорожали, и стоимость ТО увеличилась существенно.
Что касается «народных» иномарок, цены на запчасти для них, наконец-то, немного просели. Например, в 2023 году подешевели запчасти на Kia Rio, и еще более заметно — на Ford Focus.
Даже в более дорогом сегменте произошло (или наметилось) снижение цен. Такова ситуация, например, для Volkswagen Tiguan и Toyota Camry. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что тенденция проявляется неравномерно, не по всем видам запчастей.
Что касается расходных материалов, тут тоже все не так плохо. Возьмем к примеру ситуацию с моторными маслами. Канистра масла Castrol в прошлом году стоила порядка 5-7 тысяч рублей. В 2023 г. ее можно купить за 2,5-3 тысячи. Похожая динамика наблюдается в сегменте автомобильных шин (но здесь действуют еще и сезонные колебания).
Чего ждать?
Конец 2023 года, судя по всему, принесет дальнейшее снижение цен по ряду запчастей и расходников. Уже сейчас можно говорить об удешевлении на 5-10%. Во многом это возможно благодаря появлению большого количества новых поставщиков, увеличения уровня конкуренции на рынке.
Дефицита запчастей также не наблюдается по основным позициям. Практически все есть в продаже или доступно к заказу (с ожиданием в 1-2 недели или чуть больше).
По всей видимости, описанные тренды сохранятся и в 2024 году. Но очень важным фактором по-прежнему будет курс рубля.