Неисправна коробка передач: как понять и что делать?
Неисправна коробка передач: как понять и что делать?
Коробка переключения передач — сложный механизм, который передает крутящий момент от двигателя и распределяет его по ведущим колесам автомобиля. Существуют разные виды КПП: механические, вариаторные, роботизированные. Все они могут выходить из строя, вследствие чего возникают трудности с управлением машиной. Важно своевременно определить признаки неисправности и принять меры к их устранению.
Неисправности МКПП
Механические коробки переключения передач считаются самыми надежными. Крутящий момент в них передается с помощью приводных шестеренок. В состав МКПП также входят синхронизаторы, валы и подшипники. Все эти детали подвержены износу.
Типичные признаки неисправной «механики»:
- Передачи переключаются с трудом, не включаются одна или разные передачи
Это может свидетельствовать о неисправных синхронизаторах, проблемах с валом или шестеренками. Стоит проверить и долить или заменить масло. Еще одна возможная причина — неисправно сцепление.
- Шум, посторонние звуки со стороны коробки
Если КПП шумит на нейтральной передаче — есть вероятность, что изношен подшипник ведущего вала либо ведущей шестерни. Бывает, что вал перегревается. Проблема может заключаться в плохом масле или в его недостатке.
Если МКПП шумит на всех передачах — вероятно, разрушился подшипник выходного вала или ведомой шестерни. А если шум возникает на отдельной передаче — сломаны соответствующие шестеренки или синхронизатор.
Если появляется специфический хруст при переключении — это тоже говорит о неисправности синхронизатора или шестеренок. Иногда вопрос решается заменой масла или подтяжкой ослабленного крепления. А возможно, стоит обратить внимание на сцепление.
- При движении автомобиля передачи «вылетают»
Когда такое происходит — вероятно, ослабло крепление коробки или повредились тяги переключения передач. Возможно, серьезно износились шестерни отдельных передач. Источниками проблемы могут быть и синхронизаторы, и подшипники валов.
- Вибрация коробки при запущенном двигателе
Проблема, скорее всего, заключается в креплении: крепеж поврежден или ослаб. Еще одна возможная причина — повреждение опор.
- Подтеки масла из коробки
Течь масла свидетельствует о разгерметизации сальников или колец. Возможно, имеют место трещины на картере коробки. Или залили слишком много масла.
Проблемы с МКПП часто возникают из-за неправильного техобслуживания коробки: она требует регулярной ревизии и смены масла через каждые 100-120 тысяч км пробега. Пробуксовки, особенно на бездорожье, и в целом агрессивная езда — тоже не сулят «механике» ничего хорошего.
Неисправности, характерные для вариаторов
В вариаторных коробках механическое усилие передается не через шестерни, а посредством металлического ремня (цепи) и приводных роликов. Управляет вариатором специальный контроллер, поэтому часть неисправностей связана со сбоями электроники или электрики.
Признаки и причины неисправности CVT:
- Движение машины на нейтральной передаче
Причиной может быть поврежденный селектор переключения передач. Стоит проверить проводку и разъемы. Возможно, «глючит» блок управления.
- Рывки при переходе из положения N
Скорее всего, неисправен электромагнитный клапан давления, или неисправен блок управления.
- Плохой разгон или пробуксовка
Имеет смысл проверить электрогидравлический модуль, ременную передачу, муфту, гидротрансформатор — все это возможные источники проблемы.
- Передачи не включаются вручную
Проверяем селектор, сигнальную проводку и разъемы, а также все тот же блок управления коробкой.
В числе других признаков, указывающих на возможную неисправность CVT: рывки во время разгона или торможения, свистящие и хрустящие звуки со стороны коробки, подтеки трансмиссионной жидкости. Кроме того, о проблемах с вариатором может сигнализировать соответствующий значок на панели приборов.
Неисправности роботизированных коробок
В роботизированной КПП сцепление переключается по команде от контроллера посредством гидравлического или электрического исполнительного устройства. «Роботы» бывают с одним или с двумя дисками. Ряд проблем вызваны именно особенностями конструкции DSG.
Признаки, которые должны насторожить:
- Появление посторонних звуков (хрустов, жужжания) со стороны коробки во время езды.
- Падение динамических показателей: вы добавляете оборотов, а машина не ускоряется.
- Дергание при включении передач.
- Пробуксовка сцепления.
- Подтеки трансмиссионной жидкости.
- Горящая индикация на панели приборов.
Перечисленные признаки неисправностей характерны и для других типов КПП. Их причинами могут являться как механические повреждения, так и сбои в электрике или электронике. Но есть и специфические проблемы, возникающие только у «роботов»:
- Если не включается какая-то из передач
Возможно, причина заключается в износе вилки выбора конкретной передачи.
- Если слышен посторонний звук — хруст или гул
Источником шума могут быть изношенные подшипники качения в управляющем устройстве.
Есть также ряд неисправностей, возникающих у роботизированных КПП с электроприводом:
- Выгорают контактные группы — чтобы этого не допустить, следует время от времени чистить контакты и не забывать менять масло, иначе засоряются масляные каналы и дает сбой система охлаждения.
- Изнашиваются детали привода переключения — при этом автомобиль может дергаться в процессе движения, а исправить ситуацию позволяет замена изношенных элементов (шестеренок).
- Выгорают щетки электродвигателя привода — их следует своевременно менять.
- Загрязняется радиатор охлаждения жидкости ДСГ — это может приводить к неисправности блока управления «роботом».
Если горит чек на панели — нужно сканировать ошибки с помощью сканера, чтобы локализовать причину и устранить ее.